«Что же такое счастье?
…Счастье — это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлета!»
Эдуард Асадов
Счастье у каждого своё. Для меня – это возможность заниматься тем, что ты любишь, хочешь и умеешь делать.
Моё детство и юность прошли здесь, в дорогой моему сердцу казачьей станице Обливской. Дорогой потому, что здесь я окончила школу, здесь я встретила свою любовь, здесь создала семью и вырастила детей, и, что немаловажно, здесь я состоялась как учитель.
Спустя много лет я храню в своем сердце самые теплые воспоминания о первом школьном дне, который стал одним из значимых событий моего детства. Я с огромными бантами и букетом цветов иду в первый класс. Важность момента усиливается впечатлением от самого здания школы, казавшегося мне огромным дворцом, наполненным чудесами. И учитель … Первый учитель – непререкаемый авторитет, образец для подражания, неземной для меня человек — Стукопина Юлия Степановна, которая стала второй мамой.
Шли годы. Я взрослела. Каждый учитель оставлял яркие воспоминания в моей школьной жизни. Одни давали прекрасные знания по своему предмету, другие заставляли думать, спорить, искать свое собственное «я», задумываться над тем, что делаю, говорю. Любимые учителя открывали мне тайны прекрасного, на них так хотелось быть похожей. Впитав в себя все хорошее, что было, душа пела, рвалась к неизведанным высотам… А может тоже стать учителем, настоящим, хорошим учителем? С замиранием сердца я представляла, как войду в класс и буду рассказывать детям о чем–то добром, красивом.
Моя школьная юность была наполнена множеством событий: участием в театрализованных постановках и концертах, посвященных знаменательным датам и событиям, встречами с интересными людьми, посадкой аллеи деревьев, шефством над ветеранами и детскими садами и, конечно же, любимыми мной, днями самоуправления, во время которых я проводила уроки в младших классах. Помню, как со всей серьезностью и тщательностью к ним готовилась. Чаще всего это были уроки математики, которая мне очень нравилась. Сколько было радости, когда задача или пример, над которыми ты трудился немало времени, наконец-то получались. Какое это было «открытие», радость за себя. И так же интересно было наблюдать за малышами на уроке, когда они, как и ты, добивались успехов. Во всем этом была немалая заслуга моего учителя математики Иванковой Татьяны Александровны, которая все школьные годы личным примером прививала любовь к своему предмету.
Выпускной класс. Все ясно и просто. Впереди прекрасное будущее (а как может быть иначе)! Выбор профессии?! Хотелось, чтобы она была творческая, самая яркая, нужная, востребованная и значимая, позволяющая реализовать себя. Для меня давно было решено, что таковой является профессия «учитель». Профессия, в которой я могу совместить желание быть и педагогом, и психологом, и режиссёром, и актёром, и сценаристом…
Прошли удивительные годы студенчества, когда я постигала азы своей профессии.
И вот мечта сбылась! Мой первый класс, мои первые ученики в моей родной школе. И я, но уже в роли молодого учителя, личность, полная амбиций, с далеко идущими планами, полная уверенности в своих силах. Вряд ли я тогда осознавала всю ответственность, которую приняла на себя.
За годы профессионального опыта я испытывала много различных эмоций и чувств: радость и гордость за достижения моих учеников, досаду в результате каких-то неудач, но никогда не было скуки и пустоты.
Меняется время… Наша профессия настолько «живая», деятельная, что не позволяет мне стоять на месте, а требует постоянно быть в курсе всех событий, начиная от глобальных мировых и заканчивая изменениями в молодёжном сленге, моде, музыке и т.д.
Но жизнь тем и прекрасна, что все находится в движении и обновлении, поэтому всегда можно, проанализировав прошлое, осмыслить и внести существенные коррективы в настоящее, спрогнозировать и изменить будущее.
Спустя годы особый смысл для меня приобрели слова В.А.Сухомлинского: «Чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света». Я поняла, что только знания делают педагога профессионалом, но они не могут быть константой: нужно постоянно погружаться в непознанный мир, открывать его и нести радость открытия своим ученикам.
Я думаю, что никогда и ни в чем, ни один человек в одиночку не добьется успеха. В этом плане мне хочется сравнить людей с красками. Каждая краска, взятая в отдельности, никакой ценности из себя не представляет. А вот картина, являясь единением всего многообразия цветов и оттенков, становится одним грандиозным целым — многогранным, многоуровневым и при этом гармоничным. Картина, у которой собираются ценители прекрасного. Я – это отдельно взятая краска. Со мной рядом всегда находятся люди, которые меня поддерживают и помогают. Это и моя семья, и мои коллеги, и мои ученики. Со своей стороны, я стараюсь отвечать им тем же, уверенная в том, что после этого получаю в разы больше, чем отдала.
Все живое на земле растет и развивается. Это закон жизни. Еще в древние времена мудрецы осознали: «Все, что не развивается, постепенно умирает».
И только человеку дана возможность развиваться осознанно! У каждого человека существуют свои определенные жизненные ценности и, соответственно им, он расставляет свои приоритеты, которые в целом существенным образом влияют на его дальнейшую жизнь.
Я думаю, что моя особая « миссия учителя» — помочь маленькому человеку увидеть мир во всем его многообразии, помочь определиться в выборе ценностей. Я сама не знаю исчерпывающих ответов на многие вопросы, но на сто процентов уверена в том, что особенность современной школы — чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя!
Да, очень важно, знает ли ребенок таблицу умножения, умеет ли писать без ошибок, сможет ли доказать теорему. Но еще важнее, наверное, каким будет ученик, когда он вырастет? Сможет ли он сам найти пути решения задач, поставленных перед ним жизнью? Будет ли ребенок «звездочкой» или растворится в толпе «серой мышкой»? Может быть, маленькие для кого-то «победы» и «открытия» моих учеников, не отмеченные грамотами и призами, в будущем сыграют для них большую роль, станут первыми в длинной цепи важнейших событий? Имея за плечами 24 летний педагогический стаж, могу с уверенностью ответить: «Да».
Было все: и нежелание детей участвовать в мероприятиях, и их закомплексованность, и неверие в свои силы, и, наоборот, чрезмерная уверенность в своих возможностях. Я всегда напоминала им и себе, что недаром человека называют разумным. Сила разума позволяет человеку решить любую задачу, найти выход из любого, казалось бы, безвыходного положения.
Об этом повествует притча.
«Приходит к отцу юная дочь и говорит:
— Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил. Что мне делать?
Отец вместо ответа поставил на огонь три одинаковых кастрюли с водой. В одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо, а затем налил в чашку кофе из третьей кастрюли.
— Что изменилось? – спросил он свою дочь.
— Яйцо и морковь сварились, а кофе растворился в воде, — ответила она.
— Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри – твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились. Так и люди – сильные внешне могут расклеиться и стать слабыми там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут.
— А кофе? – спросила дочь.
— А кофе полностью растворился в новой среде и изменил ее – превратил в великолепный ароматный напиток».
Так и люди не изменяются под действием обстоятельств, — они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из самой сложной ситуации.
Я просто хочу помочь своим ученикам раскрыть себя, найти своё «я», как когда-то помогли и раскрыли меня. И теперь уже я пытаюсь передать детям частичку любви и помощи, что когда-то получила сама.
Я часто перебираю фотографии своих учеников…
На протяжении моей педагогической работы в школе, у меня было 2 выпуска: 2 раза я прошла весь путь с 5 по 11 класс и как учитель математики, и как классный руководитель. Все мои ученики такие разные: грустные, веселые, красивые, мудрые, добрые, озорные, смешные, трогательные, но, самое главное, – все они получили профессию и состоялись как личности. Есть выпускники, занимающие посты в областной администрации, рабочие, удостоившиеся чести быть представленными на доске почета «Лучшие люди района», добившиеся успехов в рекламном бизнесе, создавшие, что немаловажно, счастливые семьи и добросовестно работающие на благо своей страны.
Анализируя свою работу, понимаю, что с одной стороны знаю достаточно, а с другой – практически ничего. Ещё многому предстоит научиться, многое понять. Я к этому готова, потому что люблю свою профессию. Очень точно и метко об учителе написал известный писатель С.Л.Соловейчик: «Он — артист, но его слушатели не аплодируют ему. Он — скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждого вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела».
Нелегкая профессия – учитель. Порой устаешь от повседневных забот, накопившихся проблем… Бурная школьная жизнь кружит и несет меня стремительным потоком, не давая остановиться. Но, бывает, охватывает состояние полного штиля. Такая усталость наваливается от бессонных ночей, кропотливых подготовок к урокам, поиска нестандартных форм работы… Хочется выспаться по-человечески, почитать любимую книгу, прогуляться по лесу … Да мало ли, что еще хочется!? Но…приходит новый день с его удивительными новостями и событиями. Полный штиль сменяется сначала легким бризом, затем, набирая мощь, перерастает в бурю эмоций. Я вижу вновь пытливые глаза учеников, доверчиво смотрящие на тебя, слышу знакомое «здравствуйте» — и уходят куда-то все мои вчерашние сомнения, кажутся мелкими все мои желания. Я не мыслю свою жизнь без учеников и глубоко уверена в том, что, повзрослев, они осмыслят то доброе и вечное, что я хотела до них донести. Наверное, это и есть моя мечта как учителя. Я этим живу, без этого – нет смысла моей жизни, это – навсегда.
А подтверждением этих слов служат высказывания моих учеников, которые по истечению двадцати с лишним лет пишут: «Вы самая лучшая, мы Вас никогда не забудем…». Значит, я оставила в их сердцах частичку себя, значит, мои слова и уроки не прошли даром. А это и есть счастье.