Разработка сценария урока в 6 классе по теме «Пропорции» на основе технологий коучингового подхода.
Задача личностно-ориентированного обучения отражена в стандартах образования второго поколения. Коучинговый подход максимально соответствует концепции личностно-ориентированного обучения, а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя. Знания, которые получает современный школьник, не приобретают должным образом для него личностный смысл. В результате чего он относится к учебной деятельности формально, не стремится к высоким результатам, не реализует в полной мере свой потенциал. А в задачи каждого образовательного учреждения, как и каждого отдельно взятого учителя, входит, прежде всего, повышение результатов обучения современных школьников.
Идея состоит в том, чтобы на основе коучингового подхода (автором этого проекта стал Ян Георг Кристиансен – мастер-коуч Международной Федерации Коучинга, глава Эриксоновского университета Нордик с 1998 г.) разрабатывать практические технологии реализации личностно-ориентированного образования в учебно-воспитательной работе и реализовывать новые формы развития и обучения детей, соответствующих потребностям времени и его задачам. При разработке материала были изучены труды:
— «Пошаговая система коучинга», Мэрилин Аткинсон и Рэй Т. Чойс
— «Коучинг – инновационная технология поддержки в обучении и индивидуально-личностном развитии учащихся», В.Г.Гульчевская;
— «Коучинговый подход в обучении старшеклассников как технология реализации современного образования», В.Е.Пырков;
— «Коучинг как инновационная технология повышения профессионального мастерства современного педагога», Т.В.Посадская;
Цель разработки — реализация новых форм развития и обучения детей для повышения мотивации к учебной деятельности. Ожидаемым результатом может быть помощь ученикам в переходе к активному, осознанному отношению к учебной деятельности как к лично значимой, в раскрытии потенциала для максимального повышения его эффективности. Разработка может стать примером для работы учителя при реализации на практике коучингового (личностно-ориентированного) подхода в обучении.
Тема урока: Пропорции (вводный урок)
- Этап мотивации и постановки цели (этап вдохновения).
Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока «Пропорции». Представьте себе, что я такой же ученик, как и вы и хочу разобраться в новой для меня теме. Поможем друг другу?
№ | Вопросы | Возможные ответы (учитель помогает, направляет, высказывает свое мнение) |
1 | Вам интересна тема нашего урока? | Нет. Да. Я не знаю, что такое пропорции |
2 | Какие ассоциации возникают у вас со словом «пропорция»? | Не знаю. Где-то слышал |
3 | Приведите примеры, где в жизни вы могли услышать это слово? | Не слышал Пропорциональность размеров тела При приготовлении пищи В строительстве |
4 | Кто считает, что ему в жизни не пригодятся знания из этой области математики? | |
Конечно же, большинство из вас не смогут дать ответы на поставленные вопросы, не зная, о чем идет речь. Для этого давайте определимся, чем же мы займемся на уроке. | ||
5 | Чего вы хотите достичь при изучении данной темы к концу этого урока? | Узнать что такое пропорция В каких отраслях применяется пропорция Насколько важна для человека пропорция В каких школьных предметах можно встретить пропорцию В каких науках встречается пропорция Где в жизни использует пропорцию обычный человек Насколько для меня важно все это знать |
6 | Какие трудности могут встретиться вам для достижения цели? | Нет желания Неинтересно Недостаток знаний Реально ли найти ответы на все интересующие вопросы за один урок Зачем мне это нужно |
7 | Какие ресурсы можно привлечь для достижения цели? | Учебник, дополнительную литературуСвой жизненный опытВзять задание на дом и поискать ответы на вопросы |
8 | Насколько от каждого из вас зависит достижение поставленной цели? | Не зависит Я считаю, что мне есть чем поделиться с одноклассниками От моей активности зависит многое |
9 | Как вы узнаете, что достигли цели? | К концу урока буду знать ответы на поставленные в начале урока вопросы Мне станет интересно Захочется продолжить изучение данной темы |
10 | Как вы думаете, насколько будете удовлетворены собой в конце урока? | Мне это не нужно Мне достаточно будет информации, изложенной кем то Постараюсь как можно активнее работать весь урок и быть собой довольным |
11 | Насколько для вас важно мнение одноклассников о вашей работе на уроке? | Мне все равно Хотелось бы показать себя «в лучшем свете» Мне очень важно мнение моих одноклассников обо мне |
Этап планирования эффективных действий для достижения цели. Итак, ребята, когда каждый из вас наметил, чего хочет достичь к концу урока, давайте определимся, каким образом мы сможем это сделать. | ||
12 | С чего мы начнем осуществление нашего плана? | Продумать, из каких источников мы можем взять достоверную информацию о понятии «пропорция» |
13 | Хорошо, что дальше? | Вспомнить из личного опыта, где в жизни сталкивались с этим понятием |
14 | Следующий шаг? | Попытаться выявить закономерность в приведенных жизненных процессах |
15 | Далее? | Попытаться перенести жизненный опыт на математику, провести аналогию |
16 | С какими трудностями можем встретиться? | Нехваткой жизненного опытаНе сможем выявить закономерностьНе сможем решить проблему с помощью математики |
17 | К чему же в итоге должны мы придти? | Попытаться самим с помощью добытой информации решить некоторые жизненные задачи На примерах убедиться в важности изучаемой темы Понять, насколько важна изучаемая тема для каждого из нас |
3. Этап реализации плана (приверженность цели). Что же, давайте действовать. | ||
18 | Из каких источников мы можем взять достоверную информацию о понятии «пропорция» | Учебник математики 6 класса Найти перевод этого слова в интернете |
19 | Какое определение «пропорции» дается в учебнике? | Равенство двух отношений |
20 | Как переводится слово пропорция? | С латинского языка – соразмерность |
21 | Что такое соразмерность? | Соразмерность — определенное соотношение частей между собой |
22 | Поясните на примерах из жизни? | |
23 | Затруднительно? Ранее был приведен такой пример как приготовление пищи. Причем здесь пропорциональность, равенство отношений, соразмерность? | При приготовлении пищи продукты используются в определенном количестве |
24 | А если нарушить правило? | Блюдо получится невкусным |
25 | Так как же называется в данном случае это правило? | Наверное, определенное соотношение количества продуктов между собой |
26 | То есть что? | Соразмерность |
27 | Можете привести пример приготовления какого либо несложного блюда? | Варенье варится в соотношении: 1 часть ягод и 1 часть сахара. |
28 | А как же математика? Где в данном примере равенство двух отношений? Здесь только одно отношение 1:1 (один к одному) | |
29 | Какое количество варенья закрывают ваши мамы? | Мы его не закрываем Половину ведра ягод Ведро ягод |
30 | А сколько для этого понадобится сахара? Можете посчитать? | Нисколько Половина ведра Ведро |
31 | Заметили вы какую либо закономерность во всех случаях? | Какое бы количество варенья не пришлось варить, сохраняется отношение ягод и сахара как 1:1 |
32 | Кто и сейчас считает, что знание этой темы ему в жизни не пригодится? | Я не девочка, мне готовить не нужно |
33 | Кто хочет стать оппонентом и привести другой пример проблемы, решаемой с помощью математики? | На географии, посмотрев на карту автомобильных дорог Ростовской области, мне стало интересно, какое расстояние от моей станицы до областного центра? Сколько нужно потратить времени, чтобы добраться разным видом транспорта? Какое количество бензина понадобится для автомобиля? |
34 | При изучении каких школьных предметов можно еще встретить пропорцию? | ХимияФизикаБиологияЧерчениеТехнологияМХК … |
Этап завершения (рефлексия). | ||
35 | Как вы думаете, вы достигли поставленных перед собой в начале урока целей? | Да Нет Частично Не совсем |
36 | Что вам помешало это сделать? | Мне трудно было разобраться в некоторых вопросах Мало времени для того, чтобы рассмотреть все интересующее меня вопросы Мне хотелось рассмотреть совсем другие вопросы Я стеснялся спрашивать и задавать вопросы |
37 | Вы удовлетворены собой? | Да Нет Частично Не совсем Я был о себе лучшего мнения Оказывается, я что-то еще знаю |
38 | В чем была проблема? | Поздно присоединился к обсуждению проблемы Я не думал, что смогу рассуждать на незнакомую мне тему Мало знаю, наверное, надо расширить круг своих интересов |
39 | Если бы у вас была возможность заново «проиграть» весь урок, что бы вы сделали по другому? | Активнее бы работал Не отвлекался бы на посторонние вещи Не стеснялся бы |
40 | Если бы ты уже обладал всей необходимой информацией, то каковы были бы твои действия на уроке? | Делился бы этой информацией с окружающими и был бы горд собой Задавал бы интересующие меня вопросы, на которые не знал ответа Скучал бы Пытался бы мешать, потому что было бы неинтересно |
41 | Как вы считаете, чего самого важного вы достигли на этом уроке? | А математика тоже может быть интересной Оказывается, не так сложно добывать знания и самому Не думал, что математика может быть мне такой необходимой Как все в мире взаимосвязано А я, наверное, могу учиться лучше Ничего, я все равно ничего не понял Я выяснил, что не всегда можно предположить, что пригодится в жизни |
42 | Кто и сейчас считает, что ему в жизни не пригодятся знания из этой области математики? | |
43 | Есть ли у тебя желание пойти дальше в изучении этой темы? | Да Нет Интересно бы было |
44 | Каким образом ты можешь это осуществить? | Я хочу научиться решать жизненные задачи Хочу узнать подробнее о связи этой темы с другими профессиями А может, моя будущая профессия тоже связана с пропорциями? Хочу узнать о других интересных темах в математике |
Пояснения к работе.
Возможные ответы в графе таблицы, корректировались после проведения урока в конкретном классе. Состоят из реальных ответов учащихся на уроке. Ценность и результативность таких уроков, по итогам ответов детей, для меня очевидна.
В результате ученики рассматривают свои ошибки и неудачи не как проигрыш или провал, а как ценный опыт, который позволит скорректировать их дальнейшую работу, наметить свою траекторию развития.
Наибольшая эффективность может быть достигнута при условии, что учитель построит ход урока таким образом, чтобы ученик воспринимал его не как наставника, а как партнера, который увлечен теми же интересами и занят решением тех же проблем. Тогда школьник все больше будет погружаться в размышление о важной для него цели, проблеме, задаче. Такая беседа поможет ему войти в более тесный контакт с собой, своими внутренними ресурсами.
Возможные риски:
- учителю не удалось заинтересовать учащихся;
- учителю не удалось создать атмосферу доверительных отношений;
- учитель не всегда реагировал на вопросы, замечания, дополнения детей, чем снизил уровень интереса, а значит активности;
- учитель не сумел заранее спрогнозировать возможного развития хода урока и вовремя сориентироваться, в результате чего урок пошел по незапланированному сценарию и не оправдал ожидаемых результатов.
Элементы технологий коучингового подхода используются в моей практике с 2012 года, с 2014 года пытаюсь систематизировать накопленный опыт, распространять на заседании педагогического совета школы, методического объединения района в виде консультаций, открытых уроков, практических семинаров.